Шаблоны Joomla 3 тут

 

   Какие требования выдвигает новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

 Стандарт выдвигает три группы требований:

 • Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

 • Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

 • Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

 Что является отличительной особенностью Стандарта?

     Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящие главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.   Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры  не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей. В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию  дошкольной образовательной организации (далее Организация) с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников

Организации)  и  детей.
    Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.
  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В  соответствии с  ФГОС ДО  Организация обязана:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

         Каким должен быть выпускник дошкольного образовательного учреждения?

 Ребенок - выпускник ДОО должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

 Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Некоторые родители волнуются, что детей теперь вообще не будут учить, а только играть с ними.  Здесь необходимо понимать, что, если вопреки специфике психического развития детей-дошкольников от дошкольного образования будут требовать результаты, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков – дошколята лишатся детства.

 В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на «свободное воспитание». Взрослые не перестанут заниматься с детьми. Но в современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

 Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

 Будут ли учиться дошкольники как в школе?

 Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру, экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни. В связи с тем, что ребёнок теперь будет рассматриваться исключительно как «человек играющий» многие методики и технологии пересмотрят и переведут с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень. Педагогику диктующую сменит собой педагогика развития, творчества и свободы, нацеленная на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка и формирование мотивации. Теперь в детских садах будут делать акцент не на обучение как таковое (счёт, буквы, звуки и т.п.), а на развитие мотивационной и психологической готовности к учёбе. То есть к концу своего беззаботного дошкольного возраста у ребёнка должно появиться желание учиться. Требований от ребёнка  конкретных образовательных достижений выставляться больше не будет. Не будут дети подлежать и оцениванию, в   том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

 Педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества, а не знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы, например: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.   Если вы пронесётесь через несколько лет вперёд, то увидите (по крайней мере, к этому стремится ФГОС) выпускника ДОУ  инициативной, самостоятельной, уверенной в своих силах, личностью; с положительным отношением к себе и другим, развитым воображением, способностью к волевым усилиям, любознательностью.

Какая работа по введению ФГОС ДО проводится в дошкольных организациях нашего района?

В муниципальных дошкольных образовательных организациях Кыринского района  обеспечивается поэтапное введение ФГОС в соответствии с планом-графиком мероприятий, разработанным на основе плана – графика комитета образования администрации МР « Кыринский район».   Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 28 февраля 2014 года МАДОУ  детский сад «Буратино» с.Кыра определен региональной  пилотной  площадкой по апробации ФГОС дошкольного образования. На муниципальном уровне МБДОУ детский сад « Тополёк» с.Мангут является пилотной площадкой по введению ФГОС дошкольного образования. В данных  детских садах разработаны и апробируются образовательные программы по ФГОС.

Реализация  ФГОС ДО осуществляется по нескольким направлениям:

  1. создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО;
  2. создание организационного обеспечения  реализации ФГОС ДО;
  3. создание кадрового обеспечения реализации ФГОС ДО;
  4. создание финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС ДО:
  5. создание информационного обеспечения реализации ФГОС ДО.

Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:                                                                                                                                                           1. Использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;                                                                                                                                                        2. Ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды; 
Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения;                                                                                                                                                  3. Возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами. Для этого проводились семинары муниципального уровня для воспитателей и руководителей ДОО на базах детского сада « Буратино» с.Кыра, детского сада « Тополёк» с.Мангут. Педагоги  Попова М.Д.,воспитатель детского сада « Огонёк» с.Алтан, Сажина Е.Н., музыкальный руководитель детского сада « Солнышко» с.Мангут приняли участие  в региональной презентационной площадке  « Инновационные практики деятельности ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования» в рамках межрегиональной научно – практической конференции « Итоги и перспективы введения ФГОС нового поколения» в г.Чита, все руководители дошкольных образовательных организаций Кыринского района приняли участие в межрегиональном экспертном семинаре, который проводил Федеральный институт развития образования  по апробации учебно – методического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования» в п.Агинское, так же руководители ДОО приняли участие в семинаре « Региональная стратегия модернизации дошкольного, общего образования, направленная на повышение эффективности образования» в г.Чита, педагог – логопед  детского сада  «Буратино»Утюжникова С.С. приняла участие в V Всероссийском симпозиуме с международным участием « Современные тенденции и перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить:

1.  Недостаточная психологическая и профессиональная готовность педагогов к реализации основной образовательной программы.

2. Необходимость коррекции  разделов основной образовательной программы.

3. Проблемы в организации предметно-развивающей среды, с учетом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку. Сейчас в дошкольных образовательных организациях среда чересчур насыщенна, детям тяжело выбирать из большого количества игрового материала то, что ему нужно. Насколько игрового материала должно быть достаточно? Как формировать у ребенка умение договариваться с другими? На эти и другие вопросы должна ответить программа каждого детского сада.

Пути решения выявленных проблем

1. Всем педагогам необходимо активно включиться в процесс реализации ФГОС ДО.

2. Необходимо  прохождение курсов повышения квалификации по ФГОС ДО всеми педагогами дошкольных образовательных организаций.

3. Продолжать изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических  систем воспитания и обучения.

4. Обновление и правильная организация предметно-развивающей среды в группе.

5. Поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями (законными представителями), направленных на  повышение активности родителей как полноправных участников образовательного процесса.

Из вышесказанного можно сделать вывод: процесс введения ФГОС в работу дошкольных образовательных организаций нашего района  войдет с 01.09.2015 г., но ещё имеются вопросы, которые требуют более глубокого изучения и детализации. В процессе реализации ФГОС будут применяться  новые формы работы, что-то будет отменяться, где – то будут приниматься  определенные решения.

Основные понятия, используемые в ФГОС ДО

Стандарт - нормативный документ, который разработан на основе согласия сторон и утвержденный уполномоченным органом, в котором определяются для длительного и постоянного пользования правила, нормы, требования к стандартизуемому объекту, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности или их результат.

         1. Качество дошкольного образования - соответствие уровня образовательных результатов детей дошкольного возраста и условий, которые обеспечивают их достижение, ожиданиям потребителей образовательных услуг (государства, родителей, детей) и установленным в системе образования требованиям.

1.       Государственные гарантии уровня и качества образования – единство обязательных требований к минимальному содержанию, условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2.       Основная образовательная программа дошкольного образования – комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов, самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

3.       Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования - документ, в котором представлено содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста; разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4.       Вариативность содержания образовательных программ – обеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ.

5.       Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

6.       Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

7.       Преемственность основных образовательных программ – преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

8.       Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях(СанПиН) – нормы и правила, направленные на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

9.       Дошкольные организации – организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования или оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг.

10. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

11. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

12. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

13. Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.

14. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

15. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещением, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность – организации (государственные и частные), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензии деятельность по реализации образовательных программ.

18. Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

 19. Образовательный процесс – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

20. Познавательно-исследовательская деятельность– форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

21. Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

22. Продуктивная деятельность–форма активности ребенка, в результате которой создается некий материальный или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности, в частности игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета так, как ранее научили); 2) по образцу (например, складывание конструктора по образцу); 3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки, складывание конструктора по собственному замыслу и др.). Присутствует в таких образовательных областях, как познание,труд, физическая культура, художественное творчество.

23. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

24. Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.ФГОС Дошкольное образование

Далее...

   
2024 Год семьи
   

Решаем вместе  

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   

Обратная связь  

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

   
© ALLROUNDER