Шаблоны для Joomla 3 здесь

 

 «Целевые ориентиры

 на этапе завершения дошкольного образования

 в соответствии с ФГОС ДО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

. В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования.                                                                           Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, влияют и на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Именно дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны   в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому установлены обязательные требования к дошкольному образованию: к структуре программы, к  её объему,  условиям  реализации  Программы и результатам её освоения.      Эта норма была введена в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего развития каждого ребенка, успешного обучения в школе, того самого равного старта независимо от образовательного учреждения, где бы ребенок его не получал.

Это первый в истории дошкольного образования стандарт, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Сделано это потому, что, по мнению многих педагогов, в этом возрасте требовать от ребенка обязательного достижения конкретных результатов, тем более аттестовать его, неправильно.

 Необходимо понимать, что в стандарте дошкольного образования целенаправленно не заданы требования к результатам освоения программы для исключения "натаскивания" детей к школе.

 Ребенку не предъявляются требования обязательного достижения того или иного уровня, ему не выставляются оценки, не требуется исправления неудачного результата. Каждый ребенок развивается в этом возрасте в своем ритме, темпе, на основании своих способностей и склонностей.

 Требования дошкольного стандарта к результатам представлены в виде целевых ориентиров, которые включают возрастные личностные характеристики   возможных достижений на этапе завершения уровня дошкольного образования, то есть на выпуске в школу.

ФГОС ДО ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства», но и вариативности развивающих форм этой поддержки. ФГОС является стандартом качества ДО, качества полноценной творческой жизни детей в ДОУ.  Принятие Стандарта приводит к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастает социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольного учреждения, воспитателей. Стандарт нацелен на создание комфортных условий для воспитания  ребенка и  на обеспечение  у него мотивации  к обучению, познанию и творчеству.

 Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменена на диагностику развития.

 Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К ЦО ДО относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения ДО:

  1. Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  2. Способность выбирать себе род занятий.
  3. Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительно относится к себе и к другим.
  4. Обладание чувством собственного достоинства.
  5. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  6. Проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества.
  7. Подчинение разным правилам и социальным нормам.
  8. Проявление творческих способностей.
  9. Способность контролировать свои движения (уровень развития крупной и мелкой моторики).
  10. Способность к волевым усилиям.
  11. Проявление любознательности.
  12. Склонность к наблюдению, экспериментированию.
  13. Способность к принятию собственных решений».

. Таким образом, целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.

. Охарактеризуем каждый целевой ориентир в отдельности и представим виды детской деятельности, реализуемые в нашем ДОУ, в которых прослеживается его достижение.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

.ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;Так, в наших ДОУ в старшем дошкольном возрасте проводятся как традиционные праздники, так и групповые развлечения и мероприятия, согласно календарно-тематическому планированию (музыкально-спортивное развлечение «День знаний», «В поисках хорошего настроения», Праздник Осени, День матери, и т.д.)

.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

В целях достижения данного целевого ориентира в наших ДОУ используются игры (подвижные, сюжетно – ролевые, дидактические и т.д.), чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, игры соревновательного характера, где прослеживается интеграция деятельности.

Огромное значение для достижения целевых ориентиров на этапе дошкольного образования  имеет современное оснащение РППС дошкольных групп , благодаря выделенной субвенции. Приобретённое новое игровое оборудование: офис-центр, конструктор Поликарпова,пожарная часть, кукольный домик с необходимыми атрибутами позволяют детям воплощать свои самые смелые  замыслы, моделировать  игровые ситуации по своему желанию.

Подвижные игры и игры-соревнования на завершении этапа дошкольного образования пользуются у ребят нашего ДОУ большой популярностью. Игры с игрушками – заместителями, оживление предметов, игры с правилами, экспериментирование, импровизация, дидактические игры, игры на логическое мышление, сочинение сказок, закончи рассказ, а что было потом и т.д.

  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Достижению этого целевого ориентира способствуют игры совместно со взрослыми и под руководством взрослых.

  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;Рисование, графические диктанты, штриховка в альбомах и тетрадях, росчерки, конструирование из крупного и мелкого строительного материала, физические упражнения – всё это решает задачи достижения данного целевого ориентира

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;Дежурство, поручения, труд в природе, дидактические игры – такие формы работы с детьми старшего дошкольного возраста позволяют решать вопросы достижения целевых ориентиров ФГОС ДО.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 Оснащённый в этом учебном году микроскопами и необходимым оборудованием для проведения опытно-экспериментальной деятельности центр экспериментирования позволяет детям развивать свои творческие способности и пробовать себя в роли учёных-естествоиспытателей.

 Экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, совместная деятельность – эти формы работы используются в нашем ДОУ. На слайде представлены фрагменты экскурсий с нашими детьми подготовительной группы в школу, пожарную часть, в ГИБДД (знакомство с патрульно-постовой машиной, её назначением, функциями, оборудованием).

Одним из путей достижения ЦО ДО является использование новых современных инновационных образовательных технологий, в частности, проектной деятельности, позволяющей действовать по методу погружения в изучаемую область, предмет и наиболее полно решающей поставленные задачи. Представляем вашему вниманию проведённые проекты в подготовительной группе на этапе завершения дошкольного образования  - «Скоро в школу!", в результате проведения которого у детей сформированы начальные представления и положительное отношение к школьной жизни, снижено чувство волнения и тревоги перед встречей со школой, повышена родительская компетентность в вопросах преемственности дошкольного и начального образования.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации – игру, развлечение или познание?  Это целевые ориентиры, которые позволяют понять, в каком направлении нужно двигаться. Они служат основанием для финансовых расчётов – что учредителю нужно в детский сад вложить с точки зрения финансовых, материальных ресурсов, чтобы предоставить возможность максимального достижения целевых показателей.

Но эти целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития. Это принципиальный момент. 

ЦО не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

  1. …целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей). [1]

При реализации программы может проводиться oценка индивидуального развития детей педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.

 Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

      Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

        Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

В дошкольной педагогике любят дифференцировать детей на  сильные и слабые группы. Если уж и давать оценку развитию ребенка, то только сравнивая его с самим собой. Это позволяет увидеть динамику развития ребёнка, скорректировать работу воспитателя. [2]

Как же будет оцениваться результативность освоения ООП? В Стандарте четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки. Согласно Стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах.

В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие- то способности, преодолеть проблемы, найти индивидуальный подход.

Для достижения данного социального портрета выпускника в соответствии с ФГОС ДО должны выполняться требования, предъявляемые к реализации основной общеобразовательной программы: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Александр Асмолов академик РАО. Интервью «Учительской газете». В целевых ориентирах четко сказано, что наши дети должны уметь сострадать и сорадоваться как взрослому, так и ближнему своему. Лучше всего передает суть этого стандарта книжка Януша Корчака «Как любить детей», она помогает увидеть в ребенке индивидуальность, неповторимость и то, что главное для ребенка — это вырасти человеком.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации(Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 года, № 1155.
  2. Клитвина Татьяна Николаевна, [Целевые ориентиры по ФГОС ДО], (15.11.2013), http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/tselevye-orientiry-v-proekte-fgos

 

 

 

   
2024 Год семьи
   

Решаем вместе  

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
   

Обратная связь  

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

   
© ALLROUNDER